ФАУ «Главгосэкспертиза России», рассмотрев по поручению Минстроя России от 29.11.2018 № 52127-ОГ/09 Ваше обращение, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
При разработке сметной документации выбор того или иного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции организации, осуществляющей разработку проектно-сметной документации и технического заказчика.
При этом выбор норм и расценок рекомендуется осуществлять с учетом максимального соответствия состава работ и ресурсов применяемого норматива условиям производства работ, предусмотренным проектом.
В соответствии с пунктом 1.2.1 Общих положений к государственным элементным сметным нормам на пусконаладочные работы (ГЭСНп 81-05-02- 2017) сметные нормы сборника 2 «Автоматизированные системы управления» (далее - ГЭСНп сборник 2) отдела 1 не предназначены для определения затрат труда в сметной стоимости работ по системам автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации и др., трудоемкость которых определяется по государственным элементным сметным нормам на монтаж оборудования (ГЭСНм 81-03-10-2017) сборника 10 «Оборудование связи» (далее - сборник 10).
Согласно пункту 1.10.1 Общих положений в сметных нормах сборника 10 учтены затраты на выполнение полного комплекса монтажных работ, определенного на основе соответствующих технических условий и инструкций на монтаж, электрическую проверку, регулировку, тренировку и настройку оборудования.
В соответствии с пунктом 1.10.114 Общих положений в сметных нормах сборника 10 отдела 8 раздела 1 учтены затраты на установку приборов, аппаратов и проверку качества монтажа, индивидуальные испытания приборов систем охранно-пожарной сигнализации, устройств сигнализирующих объектовых, а также затраты на электрическую проверку и испытания указанных систем охранно-пожарной сигнализации в целом.
Согласно пункту 1.10.115 Общих положений в сметных нормах сборника 10 отдела 8 раздела 1 не учтены затраты на монтаж оборудования (кроме датчиков) систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции (пульт контроля и управления) или автоматизированного рабочего места (далее - АРМ) с использованием персонального компьютера, определяемые по ГЭСНм 81-03-11-2017 сборника 11 «Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники», а также затраты на испытания указанных систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции или АРМ в целом, определяемые по ГЭСНп сборника 2 - по нормам для систем I категорий технической сложности (табл. 02-01-001).
Таким образом, если приемо-контрольные устройства монтируются по расценкам сборника ФЕРм10, то применение расценок на ПНР по сборнику ФЕРп02 не допустимо.